Приобретя в 1983-ем году апрельский выпуск журнала "Радио", советские любители радиоэлектроники могли увидеть на его последней странице маленькую фотографию футуристичной радужной пластинки, стоящей ребром на фоне необычного чёрно-серебристого аппарата и наушников ТДС-6. Небольшая сопроводительная статья поясняла, что на фото цифровой лазерный проигрыватель "Луч-002", разработанный ВНИИРПА им. А.С. Попова и готовящийся к серийному производству. Новинки электроники описывались в каждом выпуске журнала "Радио"; какие-то из них сразу же забывались, становясь тупиковыми ветвями технической эволюции, иные же, напротив, со временем появлялись на полках магазинов и входили в повседневный быт. Однако мало кто мог тогда подумать, что это маленькое фото - отголосок начинавшейся во всём мире революции в области записи информации, что это одна из первых ласточек цифровой эпохи, которая окончательно воцарится на Земле лишь спустя 2 десятка лет. Грандиозный процесс не обойдёт стороной и СССР, однако в советском государстве к тому времени уже начало вызревать зерно распада, и потому история внедрения цифровой аудиозаписи у нас на родине будет довольно трагичной.
Фотографию проигрывателя "Луч-002" опубликовали с большим запозданием. Лаборатория лазерной звукозаписи Всесоюзного научно-исследовательского института радиовещательного приема и акустики им. А.С. Попова работала над созданием цифрового аудиопроигрывателя с середины 70-ых годов - примерно тогда же этим вопросом занялись ведущие мировые фирмы. Руководил проектом Э. И. Вологдин. К 1979-ому году был готов первый рабочий образец проигрывателя "Луч-001". До внедрения международного стандарта "Compact Disc Digital Audio" оставалось ещё 3 года, поэтому каждый производитель экспериментировал с собственными форматами записи. "Луч-001" вопроизводил диски диаметром 12 см; частота дискретизации равнялась 44,1 КГц. На этом сходство с компакт-дисками заканчивалось. Использовалось 11-битное квантование, сами диски были несколько толще привычных нам CD и изготавливались из стекла. Проигрыватель состоял из двух блоков: в верхнем располагалась оптика, механика и системы управления, в нижнем - цифровой декодер. В аппарате был применён гелий-неоновый лазер ЛГ-75, обладавший большими габаритами и работавший от высокого напряжения; в результате оптический блок ("лазерную головку") решено было сделать неподвижным - а перемещался относительно микрообъектива лазера сам вращающийся на шпинделе диск. Эта оригинальная система была применена спустя полтора десятка лет фирмой Sony в оптико-механических блоках типа "fixed picup".
"Луч-001" был выпущен в единственном экземпляре, который использовался в лабораториии для исследования и отработки технологии лазерной звукозаписи. В 1980-ом году ВНИИРПА приступает к сборке опытной партии проигрывателей "Луч-002", несколько переработанных в плане схемотехники. Элементная база использовалась исключительно отечественная, все компоненты были серийные. Собранные экземпляры разошлись по выставкам; один из "Лучей" был продемонстрирован на ВДНХ. Предполагалось собрать порядка 100 аппаратов, но до состояния готовности были доведены далеко не все из них - сказывалось отсутствие необходимой производственной базы (ВНИИРПА вообще не занимался серийным производством аппаратуры).
К 1982-ому году коллектив разработчиков лазерного проигрывателя распался: часть специалистов перешли на работу в ленинградский ЦНИИ "Морфизприбор", где изыскания продолжились. В этом же году фирмы Sony и Philips наконец договорились о стандарте лазерной аудиозаписи и выпустили на рынок результаты своих многолетних исследований - первые бытовые проигрыватели CD-дисков. Техническая документация с описаниями стандарта и образцы аппаратуры быстро оказались в "Морфизприборе", и к 1983-ему году был создан рабочий прототип первого советского ПКД - "Корвет ЛП 001". В аппарате применялись микросхемы и лазерная головка фирмы Philips. Всего было выпущено 2 таких проигрывателя - оба использовались в качестве стендов для испытания отечественных аналогов специализированных микроконтроллеров и декодеров, создававшихся в ЦНИИ. Фотографий этого аппарата пока найти не удалось.
Разработка элементной базы ПКД шла высокими темпами, однако именно тогда в советском руководстве на самом высоком уровне вызрел нешуточный конфликт. Созданием проигрывателя компакт-дисков занимались Минпромсвязи, Минрадиопром и структуры "Морфизприбора" (вообще относившиеся к Министерству судостроения). У этих ведомств отсутствовал доступ к производственным мощностям для выпуска разрабатываемых микросхем - мощности же эти находились в ведении Министерства электронной промышленности. Чиновники МЭПа не имели финансовой мотивации поддерживать проект, а потому тормозили внедрение уже созданных микросхем в массовое производство. Именно по этой причине до крупносерийного выпуска в итоге не дошёл не только "Корвет ЛП 001", но и вообще ни один советский ПКД на отечественной элементной базе.
К середине 80-ых эстафету разработки ПКД приняли два мощных предприятия: эстонский завод Punane Ret и бердское промышленное объединение "Вега". В 1985-1986 годах на Punane Ret была изготовлена опытная партия CD-проигрывателей "Эстония ЛП 010" (~50шт.). Как и в случае с "Корветом", разработчики были вынуждены применить микросхемы и оптико-механический блок (CDM-1) от Philips. Схемотехнические решения также во многом были заимствованными: например, плата обработки сигнала почти полностью повторяла аналогичный блок проигрывателя Philips CD204. ПКД должен был стать частью нового блочного музыкального центра "Эстония-010", но отсутствие необходимых комплектующих перечеркнуло эти планы.
Следующим лазерным проигрывателем Punane Ret должна была стать "Эстония ЛП 001". Фактически под этим индексом проходят 2 модели: предсерийная и серийная. О первом варианте известно мало, выпущен он был небольшой партией в 1986-1987 гг.
Наладить регулярные поставки высокотехнологичных электронных компонентов из капиталистических стран было затруднительно, отчасти из-за наложенных на СССР западных санкций, отчасти из-за ограниченности валютных резервов советских заводов. Руководство Punane Ret пошло другим путём, учредив кооперацию с чехословацким промышленным объединением Tesla. До Второй мировой войны многие заводы Tesla принадлежали фирме Philips; сотрудничество этих двух предприятий продолжилось и в эпоху "двухполярного мира". Tesla на тот момент уже занималась сборкой нескольких моделей CD-проигрывателей Philips; велись работы по локализации производства (например, в ПКД Tesla MC911 частично использовались чехословацкие схемные решения и радиокомпоненты). Результатом совместных работ Tesla и Punane Ret стала серийная версия "Эстонии ЛП 001". Серия, впрочем, получилась небольшой: всего за период 1988-1990 гг. было выпущено чуть менее 3 тыс экземпляров. В аппарате использовался оптико-механический блок Philips CDM-2, блок обработки сигнала перекочевал из "Эстонии ЛП 010" (или из Philips CD204) с минимальными изменениями, блок управления был построен на базе микроконтроллеров Intel; в обвязке БИС и аналоговых цепях использовались чехословацкие и советские радиодетали. Стоимость ПКД для советского гражданина составляла 800 рублей; впоследствии она поднялась до 1200 ₽. Для сравнения: катушечный магнитофон "Олимп-005" стоил 1350 ₽.
"Эстонию ЛП-001" планировалось выпустить на рынок самой Чехословакии под брендом Tesla MC925, но это если и произошло, то в исчезающе малом объёме. Отличия чехословацкой версии от советской заключались в оформлении передней панели и расположении регулятора громкости над разъёмом для наушников (в то время как у "Эстонии" он выведен на заднюю стенку).
В 1989-ом году в Чехословакии происходит "бархатная революция", страна вступает в кризисный период. Спустя год Эстонская ССР объявляет о государственном суверенитете и начинает постепенно отмежёвываться от Советского Союза. Экономические связи рвутся, производство "Эстонии ЛП-001" прекращается, а разрабатываемые ей на смену модели 002 и 003 так и не попадут в магазины.
Сибирские инженеры продвинулись намного дальше эстонских коллег. Во второй половине 80-ых в Бердском специальном конструкторском бюро "Вега" (СТКБ Микроэлектроники) рождается целая линейка CD-проигрывателей. Прежде всего, это "Вега КД 002" и "Вега ЦЗЛП 003" - прототипы, созданные с применением узлов и микросхем фирмы Sony.
Настоящим же венцом советской инженерной мысли становится проигрыватель "Вега ЛП 007". Минский завод БелОМО создаёт для ПКД отечественный оптико-механический блок ВАМД-01 и лазерную головку ЗО-001. Другой вариант ОМБ c лазерной головкой ЛЗ разрабатывается на Новосибирском приборостроительном заводе. Увы, опытные советские лазеры далеко не всегда обеспечивали необходимую стабильность воспроизведения, а потому часть экземпляров "Веги ЛП 007" комплектовались головкой Sony KSS-123. В остальной схеме используются 2 импортные микросхемы: декодер Sony СX23035 и цифро-аналоговый преобразователь Sony CX20152. СКБ "Вега" разработало несколько специализированных БИС для лазерного проигрывателя, однако часть функций была всё же реализована на дискретных элементах, что сделало аппарат дорогим в производстве и сложным в настройке. Вдобавок МЭП по-прежнему не спешило налаживать массовое производство необходимых микросхем. Проигрыватель постигла участь предыдущих проектов: в 1988-1989гг. было собрано порядка 100 экземпляров, после чего модель предали забвению.
К началу 90-ых годов цифровая революция в области аудиозаписи становится очевидной уже для всех, в то время как будущее отечественных цифровых проигрывателей всё более окутывается туманом. В 1989-ом году ПО "Вега" закупает у японской фирмы CEC (Chuo Denki Co) комплекты для "отвёрточной" сборки ПКД. Оригинальное название этой модели пока установить не удалось, но известно, что проигрыватель с таким же дизайном и очень похожей схемой (тот же процессор LC6554, тот же ЦАП LC7881 производства Sanyo) закупался фирмой Marantz и поступал в продажу под названием Marantz Digisonic CD2474. В СССР аппарату присвоили название "Вега ПКД 121". В 1990-1991 гг. на Бердском радиозаводе собрано около 3-ёх тысяч этих проигрывателей. Цена аппарата составляла 1895 рублей, что более чем в 2 раза превосходило изначальную стоимость "социалистической" "Эстонии ЛП 001".
В 1991-ом году для комплектов CEC разработали отечественный корпус, трансформатор и блок индикации, а также снабдили обновлённый ПКД усилителем для наушников от кассетной деки "Вега МП 122". Так появилась самая массовая на территории СССР и постсоветском пространстве модель CD-проигрывателя - "Вега ПКД 122". Судя по количеству сохранившихся экземпляров, этих аппаратов было выпущено больше, чем всех остальных отечественных лазерных проигрывателей вместе взятых (по некоторым данным, 47 тыс. штук). ПКД стал частью блочного музыкального центра "Вега-122". В отдельные аппараты ранних партий устанавливался японский дисплей (аналогичный ПКД 121), существовали и разные варианты дизайна (минимум 3). Инженеры конструкторского бюро "Вега" не оставляли попыток локализовать производство проигрывателя в нашей стране, благодаря чему к 1994-ому году был разработан сначала отечественный блок управления на процессорах КР1816ВЕ39 или КР1850ВЕ50, а затем и основная плата. Однако замены японскому ЦАПу, механике и спецконтроллерам так и не нашлось, поэтому их закупали в Японии до окончательного развала Бердского радиозавода в 1995-ом году.
В попытках укрепить финансовое положение, становившееся в 90-ые всё более угрожающим, ПО "Вега" занялось отвёрточной сборкой CD-проигрывателей корейской фирмы Sae Wha. На российский рынок они вышли под маркой "Вега ПКД 124". К проектировавшемуся в то время стереокомплексу "Вега 124" эти аппараты отношения не имели.
Что касается стереокомплекса "Вега-124", выпуск которого готовился в 1994-ом году, то для него был разработан отдельный CD-проигрыватель с рабочим названием "Вега ПКД 122 С-5". Аппарат имел современный дизайн, пульт дистанционного управления, более совершенную индикацию. Отечественная элементная база задействовалась по максимуму. Оптико-механический блок и ЦАП использовались те же, что и в предыдущей модели (Sanyo). Ни ПКД, ни какой-либо другой аппарат из перспективного комплекса в серийное производство запустить не удалось. "Вега ПКД 122 С-5" была выпущена в количестве ~5 экземпляров, причём сохранившиеся опытные образцы отличаются друг от друга дизайном.
Параллельно со 124-ым комплексом в СКБ проектировался комплекс "Вега-126", а для него - свой ПКД. Но и этим новым разработкам не нашлось место в суровых реалиях середины 90-ых. В 1995-ом году было выпущено около десятка аппаратов.
На основе ПКД 126 СКБ "Вега" начало разрабатывать видеопроигрыватель дисков формата VCD (MPEG-1). Прототип аппарата имел рабочее название "Вега ПКД 122 С-2" и был реализован на основе платы ПКД 126 и модуля обработки видеосигнала корейской компании Darim Vision. Было собрано несколько экспериментальных образцов. В 1996-ом году базовое предприятие ПО "Вега" - Бердский радиозавод - было обанкрочено, и хотя конструкторское бюро просуществовало ещё довольно долго, о каких-либо его последующих разработках в области бытовой аппаратуры на сегодня информации нет.
Некоторое количество закупленных у фирмы CEC комплектов для сборки ПКД попало с БРЗ на другие советские заводы для изучения и дальнейших разработок. Так Брянский электромеханический завод выпустил в конце 1991-ого - начале 1992-ого годов небольшую (~50 шт.) партию CD-проигрывателей "Союз ПКД 101 С-1". В целом, начинка аппарата соответствовала "Веге ПКД-122". Отечественными были корпус, трансформатор, фильтр питания и блок индикации.
Примерно в этот же период на симферопольском заводе "Фиолент", где производство лазерных проигрывателей готовилось ещё с середины 80-ых, был собран один (или несколько) прототипов CD-проигрывателя "Феникс ПКД 005". Отечественным в аппарате был только корпус; узлы же и блоки соответствовали "Веге ПКД 121" (СЕС). Проигрыватель предполагалось включить в состав стереокомплекса "Феникс 005", считавшегося в СССР наиболее элитным.
Ближе к концу 1980-ых годов проектированием ПКД занялся московский НИИ "Полюс", специализировавшийся на разработке лазерных устройств для нужд армии. Было создано несколько прототипов CD-проигрывателей полностью на отечественной элементной базе. Производство планировалось наладить совместно с неким РПО РП, минским заводом БелОМО и рижским НПО "Радиотехника". Начало производства проигрывателей постоянно оттягивалось, и, наконец, вступившие в кооперацию предприятия оказались в разных государствах.
Стоит упомянуть, что созданием проигрывателей компакт-дисков инженеры НИИ "Полюс" не ограничились и пошли дальше, выпустив примерно в то же время опытную партию магнитооптических накопителей для ЭВМ с несъёмным диском и ёмкостью 200 Мб. В серийное производство эти приводы пойти не успели.
После развала СССР НИИ "Полюс" по заказу частных лиц подготовил к выпуску портативный CD-проигрыватель Iceberg CDP-001. Ни один из приглашённых к сотрудничеству российских заводов не решился приступить к производству данного аппарата.
В 1990-ом году Львовское ПО им. Ленина приступило к выпуску стереомагнитолы с лазерным проигрывателем "Амфитон РМЛП 201". В блоке ПКД были применены 2 импортные БИС: сервопроцессор CXD1135Q и ЦАП CX20152 (Sony), а также японский оптико-механический блок с лазерной головкой Sony KSS-152. Помимо CD-проигрывателя, магнитола была оснащена трёхдиапазонным радиоприёмником (ДВ, СВ, УКВ) с индикацией стереосигнала, режимом бесшумной настройки и автоматической подстройкой частоты, усилителем с 5-полосным эквалайзером, магнитофонной панелью, поддерживавшей 2 типа ленты и имевшей систему шумопонижения; в комплекте шли съёмные двухполосные акустические системы. Аппарат, таким образом, в плане функционала был вполне на уровне передовых моделей магнитол западных фирм. Данные о количестве выпущенных магнитол отсутствуют, но вряд конвейер покинуло больше нескольких сотен экземпляров.
Прототип "Амфитона РМЛП 201", по-видимому, назывался "Амфитон РМЛП 207". Насколько можно судить по единственной известной фотографии, отличие от серийных образцов заключается лишь в цветовой схеме оформления.
В 1991-1996 гг. Томским ОКБ Регистрирующей аппаратуры, переименованным после приватизации в ОАО "Реатон", ведётся выпуск портативных проигрывателей компакт-дисков (плееров). Работами руководит М.М. Райзман. Первой в линейке стала модель "Реатон ПКД 121". Дизайн передней панели был скопирован с японского аппарата JVC XL-P50. Плеер был построен на узлах и блоках японской фирмы Mitsumi. Предполагалось использование аппарата с магнитолой "Томь РЭМ 121" в качестве одного из её блоко - именно этим обусловлена необычная форма корпуса. Также у некоторых экземпляров сбоку имелся интерфейсный разъём для подключения к магнитоле - на него выводилась шина питания и линейный выход. Производство ПКД-121 шло мелкими партиями в 1991-1993 гг., магнитола же была выпущена лишь в виде нескольких опытных образцов.
Действительно серийным продуктом стала следующая модель плеера - "Реатон ПКД 123", выпускавшаяся в период 1993-1997 гг. В ПКД использовалась плата управления и оптико-механический блок Mitsumi; корпус, стабилизатор питания и усилитель выпускались из отечественных комплектующих. Плеер работал от 4-ёх батареек АА. Система антишока отсутствовала.
Параллельно выпускался плеер "Реатон ПКД 123 С-1", представлявший собой отдельную от 123-ей модель и имевший иную схему, механику и функционал. Элементная база применялась иностранная (поставщик основной платы и ОМБ неизвестен), в России изготавливались только корпус плеера и плата кнопок.
Модификация "Реатона ПКД-123" для работы в составе магнитолы "Томь РЭМ-121" получила наименование "Реатон ПКД 124". Серийно не выпускалась. В планах ОАО "Реатон" было освоение новой модели автомобильного CD-плеера и видеопроигрывателя дисков формата VCD, однако развал и последующее банкротство предприятия помешали этому.
В 1992 году Прикарпатский радиозавод (г. Ивано-Франковск, Украина) занимался мелкосерийной сборкой польских ПКД Diora CD 0421 (фирма Diora образовалась в результате приватизации и продажи по частям объединения Unitra). Проигрыватель поступал в продажу под брендом Karpaty Diora. В аппарате использовался оптико-механический блок Philips CDM-4. О происхождении платы информации нет.
В 1993-1994 гг. с конвейера Уфимского приборостроительного завода сошла партия CD-проигрывателей "Агидель ПКД 001". Завод представлял собой серьёзное оборонное предприятие, и качество выпускаемой аппаратуры было весьма высоким. Из иностранных комплектующих на имеющихся фотографиях можно видеть микросхему ОЗУ FCB61C65LL-70 и оптико-механический блок CDM-2 фирмы Philips с отечественным механизмом загрузки диска. Проигрыватель должен был стать частью стереокомплекса, куда так же предполагалось включить блочный усилитель "Агидель УП 001/УМ 001" (полный аналог "Эстонии УП 010/УМ 010") и двухкассетную деку. Ни один из компонентов комплекса в серийное производство не попал.
Если в 1980-1990 гг. мировой рынок аудио постепенно захватывали компакт-диски, то среди носителей видеоинформации в этот период значительное распространение получил оптический формат LaserDisc. Несколько лет подряд эти две технологии были никак не совместимы друг с другом, пока в конце 80-ых годов ведущие производители электроники не освоили производство комбинированных приводов, позволявших воспроизводить как видеодиски LD, так и музыкальные CD. Один из таких аппаратов - аудио/видеопроигрыватель Philips CDV 496 - собирался по лицензии на Уральском электромеханическом заводе в Екатеринбурге (Свердловске) в 1991-1995 гг. Бельгийскими специалистами было построено несколько отдельных цехов, установлено соответствующее оборудование. В конце перестройки существовали планы интегрировать советскую промышленность в мировую экономику по китайскому образцу, и сотрудничество с фирмой Philips стало одной из попыток эти планы реализовать.
Во второй половине 1990-ых Уральский электромеханический завод серийно выпускал CD-проигрыватель Marion CDP-610, внешне представлявший собой уменьшенную копию 496-ого "Филипса". Был использован оптико-механический блок Sony KSL-2101 и целиком собранная в Корее плата управления и ЦАПа, также от фирмы Sony. Российскими были корпус, блок питания, плата индикации и предварительный усилитель. Пульт дистанционного управления производился ивано-франковским заводом "Родон" (Украина). О каких-либо планах добиться большей локализации производства на мощностях УЭМЗа неизвестно. Аппарат держался на конвейере как минимум до 2000-ого года.
Получив в лице Philips CDV 496 доступ к передовым зарубежным технологиям, советские специалисты постаралаcь воспроизвести их, задействовав отечественный промышленный потенциал. Так в 1993 году на Ижевском механическом заводе был создан аудио/видеопроигрыватель "Колибри ВП 101", представлявший собой функциональную копию "Филипса" с максимально возможным в условиях всеобщего развала применением отечественных схемотехнических решений. Аппарат собирался небольшими партиями до 1997-ого года и не пользовался у покупателей популярностью в силу высокой цены и отсутствия на российском рынке большого выбора лазерных видеодисков. Несмотря на это, "Колибри" являлся выдающимся образцом высокотехнологичной продукции и одним из последних значительных достижений нашей электроники. Начиная со второй половины 90-ых годов создание бытового аппарата подобного уровня сложности со сколько-нибудь значительным применением отечественных комплектующих было уже невозможно.
В 1998-ом году нововоронежский завод "Алиот" совместно с московским АО "Оптрон" (подразделение завода "Сапфир") планировали выпускать лазерный видеопроигрыватель формата VCD "Алиот ВП-01". Предполагалось скопировать аппарат с китайского плеера VCD-A300, выпускавшегося под брендами Panasonic, Shark и Kebao. По некоторым данным, было изготовлено 10 опытных образцов, или, скорее, рабочих макетов, с применением иностранных блоков, узлов и передних панелей. Отечественными были шасси, верхняя часть корпуса, трансформатор и 2 микросхемы стабилизатора питания. После этого проект, не найдя финансирования, заглох.
Интересно, что пресловутые специализированные микроконтроллеры для ПКД отечественного производства всё-таки увидели свет. На начало 90-ых годов был запланирован выпуск CD-проигрывателя на предприятиях Министерства электронной промышленности. Для этих задач была разработана серия микросхем КР1840. Известны 3 БИС из этого набора: КР1840ВЖ1 - 2РС-декодер, КР1840ВТ1 - контроллер ОЗУ и КР1840ВУ1 - демодулятор EFM. Партию этих микросхем фрязинский завод "Электронприбор" выпустил "по инерции" в 1993-ем году, когда и МЭП СССР, и сам Совесткий Союз уже перестали существовать. Единство производственного комплекса страны было разрушено, отдельные предприятия больше не координировали свою работу друг с другом, в силу чего ни один из производителей ПКД этими микросхемами не воспользовался, и они лежат на складах до сих пор, как призраки XIII пятилетки.
Что касается самих компакт-дисков, то они выпускались на московском опытном заводе "Грамзапись" с 1989-ого года. Технология производства была куплена у западногерманской фирмы ANCLA. Использовалось немецкое, шведское и японское промышленное оборудование; советские специалисты проходили стажировку в ФРГ и Швеции. В продажу диски поступали под брендом всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия", однако ещё в советское время на заводе началось массовое тиражирование пиратских CD под маркой "Грамзапись". Советские матрицы имели маркировку SUCD. Госцена компакт-диска в СССР составляла 20 рублей. В 90-ые годы вложения в амортизацию оборудования и развитие технологий прекратились, и к началу 21-ого века завод был развален. В настоящее время в его стенах торговый центр.
Проект создания CD-проигрывателя в нашей стране окончился провалом. Возможности советской науки и техники позволяли выпускать подобное устройство ещё с начала 80-ых годов, однако руководство электронной отрасли поставило свои внутренние конфликты и частные интересы выше реальных достижений. Цифровая звукозапись - лишь маленький фрагмент картины; на других фронтах радиоэлектронного производства положение не было столь удручающим: аналоговая аудиоаппаратура, теле- и видеотехника, компьютеростроение активно развивались до самого конца СССР. Перевод экономики на рыночные рельсы не только не решил проблемы электронной промышленности, а попросту её уничтожил.
Именно так техника расказывает нам о прошлом лучше любой энциклопедии по истории.
Источники фотоматериалов указаны в скобках. За помощь в поиске информации благодарность Виктору Никамину, Александру Девяткину, Игорю Емельянову, Макару Дромкину. Распростренение статьи и её фрагментов допускается при условии ссылки на оригинал. Любые замечания, предложения, дополнения по теме вы можете записать в нашу гостевую книгу или отправить на почту сайта redinnovations [а] yandex.ru
© Макс Сысоев, 2019-2024