Отечественные проигрыватели компакт-дисков

Н
А
В
Е
Р
Х

Приобретя в 1983-ем году апрельский выпуск журнала "Радио", советские любители радиоэлектроники могли увидеть на его последней странице маленькую фотографию футуристичной радужной пластинки, стоящей ребром на фоне необычного чёрно-серебристого аппарата и наушников ТДС-6. Небольшая сопроводительная статья поясняла, что на фото цифровой лазерный проигрыватель "Луч-002", разработанный ВНИИРПА им. А.С. Попова и готовящийся к серийному производству. Новинки электроники описывались в каждом выпуске журнала "Радио"; какие-то из них сразу же забывались, становясь тупиковыми ветвями технической эволюции, иные же, напротив, со временем появлялись на полках магазинов и входили в повседневный быт. Однако мало кто мог тогда подумать, что это маленькое фото - отголосок начинавшейся во всём мире революции в области записи информации, что это одна из первых ласточек цифровой эпохи, которая окончательно воцарится на Земле лишь спустя 2 десятка лет. Грандиозный процесс не обойдёт стороной и СССР, однако в советском государстве к тому времени уже начало вызревать зерно распада, и потому история внедрения цифровой аудиозаписи у нас на родине будет довольно трагичной.

То самое фото

Фотографию проигрывателя "Луч-002" опубликовали с большим запозданием. Лаборатория лазерной звукозаписи Всесоюзного научно-исследовательского института радиовещательного приема и акустики им. А.С. Попова работала над созданием цифрового аудиопроигрывателя с середины 70-ых годов - примерно тогда же этим вопросом занялись ведущие мировые фирмы. Руководил проектом Э. И. Вологдин. К 1979-ому году был готов первый рабочий образец проигрывателя "Луч-001". До внедрения международного стандарта "Compact Disc Digital Audio" оставалось ещё 3 года, поэтому каждый производитель экспериментировал с собственными форматами записи. "Луч-001" вопроизводил диски диаметром 12 см; частота дискретизации равнялась 44,1 КГц. На этом сходство с компакт-дисками заканчивалось. Использовалось 11-битное квантование, сами диски были несколько толще привычных нам CD и изготавливались из стекла. Проигрыватель состоял из двух блоков: в верхнем располагалась оптика, механика и системы управления, в нижнем - цифровой декодер. В аппарате был применён гелий-неоновый лазер ЛГ-75, обладавший большими габаритами и работавший от высокого напряжения; в результате оптический блок ("лазерную головку") решено было сделать неподвижным - а перемещался относительно микрообъектива лазера сам вращающийся на шпинделе диск. Эта оригинальная система была применена спустя полтора десятка лет фирмой Sony в оптико-механических блоках типа "fixed picup".

Цифровой аудиопроигрыватель
"Луч-001"
(фото Виктора Никамина)

Научные сотрудники В.Коченов и Л.Штутман занимаются настройкой "Луча-001" (фото Виктора Никамина)

Младший научный сотрудник
Л.Штутман и "Луч-001"
(фото Виктора Никамина)

Научные сотрудники Л.Ефимов и Е.Шпигель работают с образцом "Луча-001" (фото Виктора Никамина)

Химик Татьяна Козмина возле установки для записи дисков (фото с сайта photoarchive.spb.ru)

Установка
для записи дисков
(фото Виктора Никамина)

Руководитель проекта Эдуард Иванович Вологдин (фото Виктора Никамина)

"Луч-001" был выпущен в единственном экземпляре, который использовался в лабораториии для исследования и отработки технологии лазерной звукозаписи. В 1980-ом году ВНИИРПА приступает к сборке опытной партии проигрывателей "Луч-002", несколько переработанных в плане схемотехники. Элементная база использовалась исключительно отечественная, все компоненты были серийные. Собранные экземпляры разошлись по выставкам; один из "Лучей" был продемонстрирован на ВДНХ. Предполагалось собрать порядка 100 аппаратов, но до состояния готовности были доведены далеко не все из них - сказывалось отсутствие необходимой производственной базы (ВНИИРПА вообще не занимался серийным производством аппаратуры).

Проигрыватели "Луч-002" (фото Виктора Никамина)

Проигрыватель "Луч-002" (фото из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983г.)

Проигрыватель "Луч-002" (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Проигрыватель "Луч-002" (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

К 1982-ому году коллектив разработчиков лазерного проигрывателя распался: часть специалистов перешли на работу в ленинградский ЦНИИ "Морфизприбор", где изыскания продолжились. В этом же году фирмы Sony и Philips наконец договорились о стандарте лазерной аудиозаписи и выпустили на рынок результаты своих многолетних исследований - первые бытовые проигрыватели CD-дисков. Техническая документация с описаниями стандарта и образцы аппаратуры быстро оказались в "Морфизприборе", и к 1983-ему году был создан рабочий прототип первого советского ПКД - "Корвет ЛП 001". В аппарате применялись микросхемы и лазерная головка фирмы Philips. Всего было выпущено 2 таких проигрывателя - оба использовались в качестве стендов для испытания отечественных аналогов специализированных микроконтроллеров и декодеров, создававшихся в ЦНИИ. Фотографий этого аппарата пока найти не удалось.

Разработка элементной базы ПКД шла высокими темпами, однако именно тогда в советском руководстве на самом высоком уровне вызрел нешуточный конфликт. Созданием проигрывателя компакт-дисков занимались Министерство промышленности средств связи и структуры "Морфизприбора". У этих ведомств отсутствовал доступ к производственным мощностям для выпуска разрабатываемых микросхем - мощности же эти находились в ведении Министерства электронной промышленности. Чиновники МЭПа вынашивали планы возглавить проект и контролировать его государственное финансирование, а потому фактически саботировали внедрение уже созданных микросхем в массовое производство. Именно по этой причине до крупносерийного выпуска в итоге не дошёл не только "Корвет ЛП 001", но и вообще ни один советский ПКД на отечественной элементной базе.

К середине 80-ых эстафету разработки ПКД приняли два мощных предприятия: эстонский завод Punane Ret и бердское промышленное объединение "Вега". В 1985-1986 годах на Punane Ret была изготовлена опытная партия CD-проигрывателей "Эстония ЛП 010" (~50шт.). Как и в случае с "Корветом", разработчики были вынуждены применить микросхемы и оптико-механический блок (CDM-1) от Philips. Схемотехнические решения также во многом были заимствованными: например, плата обработки сигнала почти полностью повторяла аналогичный блок проигрывателя Philips CD204. ПКД должен был стать частью нового блочного музыкального центра "Эстония-010", но отсутствие необходимых комплектующих перечеркнуло эти планы.

Рекламный плакат со стереокомплексом "Эстония-010" (фото с сайта bosonogoe.ru)

"Эстония ЛП 010" (кадр из видеозаписи пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - передняя панель (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - задняя стенка (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - отсек диска (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - общий вид разобранного аппарата (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - плата обработки сигнала (фото пользователя Lauri I)

Плата обработки сигнала проигрывателя Philips CD204 (фото с сайта ukaudiomart.com)

"Эстония ЛП 010" - блок управления (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - плата предварительного усилителя (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - плата передней панели (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - блок питания (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - оптико-механический блок (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" - оптико-механический блок (фото пользователя Lauri I)

"Эстония ЛП 010" с редким компакт-диском раннего образца: с зеркальной обратной стороной и наклейкой в центре (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Наладить регулярные поставки высокотехнологичных электронных компонентов из капиталистических стран было затруднительно, отчасти из-за наложенных на СССР западных санкций, отчасти из-за ограниченности валютных резервов советских заводов. Руководство Punane Ret пошло другим путём, учредив кооперацию с чехословацким промышленным объединением Tesla. До Второй мировой войны многие заводы Tesla принадлежали фирме Philips; сотрудничество этих двух предприятий продолжилось и в эпоху "двухполярного мира". Tesla на тот момент уже занималась сборкой нескольких моделей CD-проигрывателей Philips; велись работы по локализации производства (например, в ПКД Tesla MC911 частично использовались чехословацкие схемные решения и радиокомпоненты). Результатом совместных работ Tesla и Punane Ret стал первый по-настоящему серийный ПКД "Эстония ЛП-001". Серия, впрочем, получилась небольшой: всего за период 1988-1990 гг. было выпущено чуть менее 3 тыс экземпляров. В аппарате использовался оптико-механический блок Philips CDM-2, блок обработки сигнала перекочевал из "Эстонии ЛП-010" (или из Philips CD204) с минимальными изменениями, блок управления был построен на базе микроконтроллеров Intel; в обвязке БИС и аналоговых цепях использовались чехословацкие и советские радиодетали. Аппарат с небольшими дизайнерскими отличиями планировалось выпустить на рынок самой Чехословакии под названием Tesla MC925, но это если и произошло, то в исчезающе малом объёме. Стоимость ПКД для советского гражданина составляла 800 рублей; впоследствии она поднялась до 1200 ₽. Для сравнения: катушечный магнитофон "Олимп-005" стоил 1350 ₽.

Прототип "Эстонии ЛП 001" (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Tesla MC925
(фото с форума audioweb.cz)

"Эстония ЛП 001"
в работе

"Эстония ЛП 001" -
вид сзади

"Эстония ЛП 001"
со снятым кожухом

"Эстония ЛП 001" - оптико-механический блок

"Эстония ЛП 001" - блок обработки сигнала и блок управления

"Эстония ЛП 001" -
плата передней панели

"Эстония ЛП 001" -
блок питания

"Эстония ЛП 001" -
сетевой трансформатор

В 1989-ом году в Чехословакии происходит "бархатная революция", страна вступает в кризисный период. Спустя год Эстонская ССР объявляет о государственном суверенитете и начинает постепенно отмежёвываться от Советского Союза. Экономические связи рвутся, производство "Эстонии ЛП-001" прекращается, а разрабатываемые ей на смену модели ЛП 002 и ЛП 003 так и не увидят свет.

"Эстония ЛП 002" и "Эстония ЛП 003" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Сибирские инженеры продвинулись намного дальше эстонских коллег. Во второй половине 80-ых в Бердском специальном конструкторском бюро "Вега" (СТКБ Микроэлектроники) рождается целая линейка CD-проигрывателей. Прежде всего, это "Вега КД 002" и "Вега ЦЗЛП 003" - прототипы, созданные с применением узлов и микросхем фирмы Sony.

"Вега КД 002"
(фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ЦЗЛП 003" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Настоящим же венцом советской инженерной мысли становится проигрыватель "Вега ЛП 007". Новосибирский приборостроительный завод им. В.И.Ленина и минский завод "БелОМО" создают для ПКД 2 варианта оптико-механических блоков (хотя некоторые аппараты комплектовались при этом лазерной головкой Sony KSS-123). В остальной схеме используются 2 импортные микросхемы: декодер Sony СX23035 и цифро-аналоговый преобразователь Sony CX20152. СКБ "Вега" разработало несколько специализированных БИС для лазерного проигрывателя, однако часть функций была всё же реализована на дискретных элементах, что сделало аппарат дорогим в производстве и сложным в настройке. Вдобавок МЭП по-прежнему не спешило налаживать массовое производство необходимых микросхем. Проигрыватель постигла участь предыдущих проектов: в 1988-1989гг. было собрано порядка 100 экземпляров, после чего модель предали забвению.

"Вега ЛП 007"
в работе
(фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ЛП 007" с открытым лотком (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ЛП 007" - дисплей (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ЛП 007" -
вид сзади
(фото
пользователя
Mihailkin)

"Вега ЛП 007" с демонтированным кожухом (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ЛП 007" - блок обработки сигнала (фото пользователя Mihailkin)

"Вега ЛП 007" - блок управления (фото пользователя Mihailkin)

"Вега ЛП 007" - плата
передней панели (фото пользователя Mihailkin)

"Вега ЛП 007" -
блок питания
(фото
пользователя
Mihailkin)

"Вега ЛП 007" - оптико-механический блок (фото сайта vega-brz.ru)

"Вега ЛП 007" - оптико-механический блок (фото Анатолия Козлова)

"Вега ЛП 007" - лоток диска (фото пользователя Mihailkin)

"Вега ЛП 007" - двигатель лотка (фото пользователя Mihailkin)

Передние панели "Веги ЛП 007" и "Веги ПКД 122"

К началу 90-ых годов цифровая революция в области аудиозаписи становится очевидной уже для всех, в то время как будущее отечественных цифровых проигрывателей всё более окутывается туманом. В 1989-ом году ПО "Вега" закупает у японской фирмы CEC (Chuo Denki Co) комплекты для "отвёрточной" сборки ПКД. Оригинальное название этой модели пока установить не удалось, но известно, что проигрыватель с таким же дизайном и очень похожей схемой (тот же процессор LC6554, тот же ЦАП LC7881 производства Sanyo) закупался фирмой Marantz и поступал в продажу под названием Marantz Digisonic CD2474. В СССР аппарату присвоили название "Вега ПКД 121". В 1990-1991 гг. на Бердском радиозаводе собрано около 3-ёх тысяч этих проигрывателей. Цена аппарата составляла 1895 рублей, что более чем в 2 раза превосходило изначальную стоимость "социалистической" "Эстонии ЛП 001".

Marantz
Digisonic CD2474
(фото пользователя
Yuri RD)

"Вега ПКД 121" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 121" с открытым лотком (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 121" - вид сзади (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 121" - вид сзади (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 121" - со снятым кожухом (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Marantz Digisonic CD2474 (фото пользователя Yuri RD)

В 1991-ом году для комплектов CEC сразработали отечественный корпус, трансформатор и блок индикации, а также снабдили обновлённый ПКД усилителем для наушников от кассетной деки "Вега МП 122". Так появилась самая массовая на территории СССР и постсоветском пространстве модель CD-проигрывателя - "Вега ПКД 122". Судя по количеству сохранившихся экземпляров, этих аппаратов было выпущено больше, чем всех остальных отечественных лазерных проигрывателей вместе взятых (по некоторым данным, 47 тыс. штук). ПКД стал частью блочного музыкального центра "Вега-122". В отдельные аппараты ранних партий устанавливался японский дисплей (аналогичный ПКД 121), существовали и разные варианты дизайна (минимум 3). Инженеры конструкторского бюро "Вега" не оставляли попыток локализовать производство проигрывателя в нашей стране, благодаря чему к 1994-ому году был разработан сначала отечественный блок управления на процессорах КР1816ВЕ39 или КР1850ВЕ50, а затем и основная плата. Однако замены японскому ЦАПу, механике и спецконтроллерам так и не нашлось, поэтому их закупали в Японии до окончательного развала Бердского радиозавода в 1995-ом году.

"Вега ПКД 122"

"Вега ПКД 122" -
другой вариант дизайна

"Вега ПКД 122" -
ещё вариант

"Вега ПКД 122" - вариант с японским дисплеем

"Вега ПКД 122" с выдвинутым лотком

"Вега ПКД 122" - дисплей

"Вега ПКД 122" - задняя стенка

Задняя стенка прототипа (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 122" -
вариант с японским
дисплеем

"Вега ПКД 122" - вариант с советским дисплеем и японской главной платой

"Вега ПКД 122" - вариант с отечественным блоком управления

"Вега ПКД 122" - вариант с обеими отечественными платами

"Вега ПКД 122" - вариант с обеими отечественными платами (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 122" -
японская
основная плата

"Вега ПКД 122" -
отечественная
основная плата

Стереокомплекс "Вега 122" (фото с сайта vega-brz.ru)

В попытках укрепить финансовое положение, становившееся в 90-ые всё более угрожающим, ПО "Вега" закупало в Корее CD-проигрыватели фирмы Sae Wha и перепродавало их в России под названием "Вега ПКД 124". Эти аппараты не имеют ни малейшего отношения ни к проектировавшемуся в то время стереокомплексу "Вега 124", ни к отечественной электронике в целом и являются одним из первых примеров российского OEM-производства, к нашим дням почти полностью вытеснившего производство реальное.

"Вега ПКД 124" (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 124"
(фото с сайта avito.ru)

"Вега ПКД 124" и аналогичный проигрыватель под названием Lenco CD3711 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Ещё один проигрыватель под брендом HCM (фото пользователя Video-Hipp)

Что касается стереокомплекса "Вега-124", выпуск которого готовился в 1994-ом году, то для него был разработан отдельный CD-проигрыватель с рабочим названием "Вега ПКД 122 С-5". Аппарат имел современный дизайн, пульт дистанционного управления, более совершенную индикацию. Отечественная элементная база задействовалась по максимуму. Оптико-механический блок и ЦАП использовались те же, что и в предыдущей модели (Sanyo). Ни ПКД, ни какой-либо другой аппарат из перспективного комплекса в серийное производство запустить не удалось. "Вега ПКД 122 С-5" была выпущена в количестве ~5 экземпляров, причём сохранившиеся опытные образцы отличаются друг от друга дизайном.

"Вега ПКД 122 С-5" (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 122 С-5"
(фото Сергея Васильева)

"Вега ПКД 122 С-5" со снятым кожухом (фото Сергея Васильева)

"Вега ПКД 122 С-5" - блок индикации (фото Сергея Васильева)

Недособранная плата "Веги ПКД 122 С-5" (фото с сайта vega-brz.ru)

Плата проигрывателя (фото Сергея Васильева)

Варианты пультов ДУ (фото с сайта vega-brz.ru)

Рекламный календарь со стереокомплексом "Вега-124" (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Параллельно со 124-ым комплексом в СКБ проектировался комплекс "Вега-126", а для него - свой ПКД. Но и этим новым разработкам не нашлось место в суровых реалиях середины 90-ых. В 1995-ом году было выпущено около десятка аппаратов.

"Вега ПКД 126" - вид спереди (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - с открытым лотком (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - дисплей (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - передняя панель (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - вид сзади (фото Сергея Васильева)

Внутренний вид недособранного экземпляра (фото Сергея Васильева)

"Вега ПКД 126" - со снятым кожухом (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - платы (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - платы (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 126" - блок индикации

Платы прототипа в корпусе ПКД-122 (фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД-126" в составе комплекса (фото с сайта vega-brz.ru)

На основе ПКД 126 СКБ "Вега" начало разрабатывать видеопроигрыватель дисков формата VCD (MPEG-1). Прототип аппарата имел рабочее название "Вега ПКД 122 С-2" и был реализован на основе платы ПКД 126 и модуля обработки видеосигнала корейской компании Darim Vision. Было собрано несколько экспериментальных образцов. В 1996-ом году базовое предприятие ПО "Вега" - Бердский радиозавод - было обанкрочено, и хотя конструкторское бюро просуществовало ещё довольно долго, о каких-либо его последующих разработках в области бытовой аппаратуры на сегодня информации нет.

"Вега ПКД 122 С-2" -
прототип передней панели
(фото с сайта vega-brz.ru)

"Вега ПКД 122 С-2" - прототип в корпусе ПКД 122 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 122 С-2" - прототип в корпусе ПКД 122 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 122 С-2" - со снятым кожухом (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 122 С-2" - со снятым кожухом (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Вега ПКД 122 С-2" - блок обработки видео (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Некоторое количество закупленных у фирмы CEC комплектов для сборки ПКД попало с БРЗ на другие советские заводы для изучения и дальнейших разработок. Так Брянский электромеханический завод выпустил в конце 1991-ого - начале 1992-ого годов небольшую (~50 шт.) партию CD-проигрывателей "Союз ПКД 101 С-1". В целом, начинка аппарата соответствовала "Веге ПКД-122". Отечественными были корпус, трансформатор, фильтр питания и блок индикации.

"Союз ПКД-101 С-1" - вид спереди (фото с сайта vega-brz.ru)

"Союз ПКД-101 С-1" - передняя панель (фото с сайта vega-brz.ru)

"Союз ПКД-101 С-1" - дисплей (фото с сайта vega-brz.ru)

"Союз ПКД-101 С-1" - вид сзади (фото с сайта vega-brz.ru)

"Союз ПКД-101 С-1" - со вид сзади (фото с форума rt20.mybb2.ru)

В журнале "Радио" упоминался также "Союз ЛП-101" (скан с форума rt20.mybb2.ru)

Примерно в этот же период на симферопольском заводе "Фиолент", где производство лазерных проигрывателей готовилось ещё с середины 80-ых, был собран один (или несколько) прототипов CD-проигрывателя "Феникс ПКД 005". Отечественным в аппарате был только корпус; узлы же и блоки соответствовали "Веге ПКД 121" (СЕС). Проигрыватель предполагалось включить в состав стереокомплекса "Феникс 005", считавшегося в СССР наиболее элитным.

"Феникс ПКД 005" (фото с форума rt22.ru)

"Феникс ПКД 005" (фото с форума rt22.ru)

"Феникс ПКД 005" (фото с форума rt22.ru)

В 1990-ом году Львовское ЛПО им. Ленина приступило к выпуску стереомагнитолы с лазерным проигрывателем "Амфитон РМЛП 201". Фотографий внутреннего устройства аппарата найти не удалось, но, если верить схеме, в блоке ПКД применено всего 2 импортные БИС: сервопроцессор CXD1135Q и ЦАП CX20152 (Sony). Помимо CD-проигрывателя, магнитола была оснащена трёхдиапазонным радиоприёмником (ДВ, СВ, УКВ) с индикацией стереосигнала, режимом бесшумной настройки и автоматической подстройкой частоты, усилителем с 5-полосным эквалайзером, магнитофонной панелью, поддерживавшей 2 типа ленты и имевшей систему шумопонижения, а также съёмной двухполосной акустикой. Аппарат, таким образом, в плане функционала был вполне на уровне передовых моделей магнитол западных фирм. Данные о количестве выпущенных экземпляров отсутствуют, но вряд ли партия превысила несколько десятков штук.

"Амфитон РМЛП 201" - вид спереди (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - с отсоединёнными АС (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - передняя панель (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - передняя панель (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - передняя панель (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - отсек диска (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" - заводская табличка (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

"Амфитон РМЛП 201" и Sharp GF-800 (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Параллельно с 201-ой моделью на ЛПО им. Ленина разрабатывалась магнитола "Амфитон РМЛП 207". Пока не удалось найти никаких данных об этом аппарате и его отличиях от "Амфитона РМЛП 201".

"Амфитон РМЛП 207" (фото с сайта rw6ase.narod.ru)

В 1992 году Прикарпатский радиозавод (г. Ивано-Франковск, Украина) занимался мелкосерийной сборкой польских ПКД Diora CD 0421 (фирма Diora образовалась в результате приватизации и продажи по частям объединения Unitra). Проигрыватель поступал в продажу под брендом Karpaty Diora. В аппарате использовался оптико-механический блок Philips CDM-4. О происхождении платы информации нет.

Karpaty Diora CD 0421 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Karpaty Diora CD 0421 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Karpaty Diora CD 0421 (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Внутри
(фото с форума rt20.mybb2.ru)

Плата усилителя наушников, по-видимому, изготовлена в Украине (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Руководство по эксплуатации (фото с форума rt20.mybb2.ru)

В 1993-1994 гг. с конвейера Уфимского приборостроительного завода сошла партия CD-проигрывателей "Агидель ПКД 001". Завод представлял собой серьёзное оборонное предприятие, и качество выпускаемой аппаратуры было весьма высоким. Из иностранных комплектующих на имеющихся фотографиях можно видеть микросхему ОЗУ FCB61C65LL-70 и оптико-механический блок CDM-2 фирмы Philips с отечественным механизмом загрузки диска. Проигрыватель должен был стать частью стереокомплекса, куда так же предполагалось включить блочный усилитель "Агидель УП 001/УМ 001" (полный аналог "Эстонии УП 010/УМ 010") и двухкассетную деку. Ни один из компонентов комплекса в серийное производство не попал.

"Агидель ПКД 001" - передняя панель (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - передняя панель (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - дисплей (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - дисплей в работе (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - вид сзади (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - вид сзади (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - с демонтированным кожухом (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - оптико-механический блок (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - лазерная головка (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - плата проигрывателя (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Агидель ПКД 001" - плата проигрывателя (фото с форума rt20.mybb2.ru)

В 1994-1995 гг. Томским ОКБ Регистрирующей аппаратуры, переименованным после приватизации в ОАО "Реатон" начинается выпуск портативных проигрывателей компакт-дисков (плееров). Работами руководит М.М. Райзман. Первой в линейке была модель "Реатон ПКД 121". Дизайн передней панели был скопирован с японского аппарата JVC XL-P50. В плеере был применён оптико-механический блок фирмы Mitsumi; данных о происхождении элементной базы нет. Скорее всего, в России изготавливался только корпус. Производство было мелкосерийным.

JVC XL-P50 (фото с сайта ebay.com)

"Реатон ПКД 121" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 121" (фото с сайта rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 121" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 121" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Действительно серийным продуктом стала следующая модель плеера - "Реатон ПКД 123", выпускавшаяся в период 1995-1997 гг. В ПКД использовалась плата управления и оптико-механический блок Mitsumi; корпус, стабилизатор питания и усилитель выпускались из отечественных комплектующих. Плеер работал от 4-ёх батареек АА. Система антишока отсутствовала.

"Реатон ПКД 123" - передняя панель

"Реатон ПКД 123" - с открытой крышкой

"Реатон ПКД 123" - вид сбоку

"Реатон ПКД 123" - задняя панель

"Реатон ПКД 123" - платы плеера

"Реатон ПКД 123" - платы плеера

"Реатон ПКД 123" - платы плеера

Существовала модификация "Реатон ПКД 123 С-1", собиравшаяся полностью из импортных комплектующих, имевшая некоторые отличия в плане функционала и в целом более низкого качества.

"Реатон ПКД 123 С-1" - вид спереди (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 123 С-1" - аппарат в работе (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 123 С-1" - вид сбоку (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 123 С-1" - с открытой крышкой (фото с форума rt20.mybb2.ru)

"Реатон ПКД 123 С-1" - с руководством (фото с форума rt20.mybb2.ru)

В планах ОАО "Реатон" было освоение новой модели CD-плеера "Реатон ПКД 124", магнитолы с лазерным проигрывателем и видеопроигрывателя дисков формата VCD, однако развал и последующее банкротство предприятия помешали этому.

Опытный образец CD-плеера "Реатон ПКД 124" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Опытный образец CD-плеера "Реатон ПКД 124" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Опытный образец CD-плеера "Реатон ПКД 124" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Опытный образец CD-плеера "Реатон ПКД 124" (фото с форума rt20.mybb2.ru)

Если в 1980-1990 гг. мировой рынок аудио постепенно захватывали компакт-диски, то среди носителей видеоинформации в этот период значительное распространение получил оптический формат LaserDisc. Несколько лет подряд эти две технологии были никак не совместимы друг с другом, пока в конце 80-ых годов ведущие производители электроники не освоили производство комбинированных приводов, позволявших воспроизводить как видеодиски LD, так и музыкальные CD. Один из таких аппаратов - аудио/видеопроигрыватель Philips CDV 496 - собирался по лицензии на Уральском электромеханическом заводе в Екатеринбурге (Свердловске) в 1991-1995 гг. Бельгийскими специалистами было построено несколько отдельных цехов, установлено соответствующее оборудование. В конце перестройки существовали планы интегрировать советскую промышленность в мировую экономику по китайскому образцу, и сотрудничество с фирмой Philips стало одной из попыток эти планы реализовать.

Philips CDV 496

Philips CDV 496

Philips CDV 496

Во второй половине 1990-ых Уральский электромеханический завод серийно выпускал CD-проигрыватель Marion CDP-610, внешне представлявший собой уменьшенную копию 496-ого "Филипса". Был использован оптико-механический блок Sony KSL-2101 и целиком собранная в Корее плата управления и ЦАПа, также от фирмы Sony. Российскими были корпус, блок питания, плата индикации и предварительный усилитель. Пульт дистанционного управления производился ивано-франковским заводом "Родон" (Украина). О каких-либо планах добиться большей локализации производства на мощностях УЭМЗа неизвестно. Аппарат держался на конвейере как минимум до 2000-ого года.

Marion CDP-610

Marion CDP-610

Marion CDP-610

Marion CDP-610

Marion CDP-610

Marion CDP-610 - пульт

Получив в лице Philips CDV 496 доступ к передовым зарубежным технологиям, советские специалисты постаралаcь воспроизвести их, задействовав отечественный промышленный потенциал. Так в 1993 году на Ижевском механическом заводе был создан аудио/видеопроигрыватель "Колибри ВП 101", представлявший собой функциональную копию "Филипса" с максимально возможным в условиях всеобщего развала применением отечественных схемотехнических решений. Аппарат собирался небольшими партиями до 1997-ого года и не пользовался у покупателей популярностью в силу высокой цены и отсутствия на российском рынке большого выбора лазерных видеодисков. Несмотря на это, "Колибри" являлся выдающимся образцом высокотехнологичной продукции и одним из последних значительных достижений нашей электроники. Начиная со второй половины 90-ых годов попыток создать (или хотя бы скопировать) бытовой аппарат подобного уровня сложности, по-видимому, уже не предпринималось.

Колибри ВП 101

Колибри ВП 101

Колибри ВП 101

Колибри ВП 101

Колибри ВП 101

Интересно, что пресловутые специализированные микроконтроллеры для ПКД отечественного производства всё-таки увидели свет. На начало 90-ых годов был запланирован выпуск CD-проигрывателя на предприятиях Министерства электронной промышленности. Для этих задач была разработана серия микросхем КР1840. Известны 3 БИС из этого набора: КР1840ВЖ1 - 2РС-декодер, КР1840ВТ1 - контроллер ОЗУ и КР1840ВУ1 - демодулятор EFM. Партию этих микросхем фрязинский завод "Электронприбор" выпустил "по инерции" в 1993-ем году, когда и МЭП СССР, и сам Совесткий Союз уже перестали существовать. Единство производственного комплекса страны было разрушено, отдельные предприятия больше не координировали свою работу друг с другом, в силу чего ни один из производителей ПКД этими микросхемами не воспользовался, и они лежат на складах до сих пор, как призраки XIII пятилетки.

2РС-декодер для ПКД КР1840ВЖ1 (фото с сайта anion.ru)

Что касается самих компакт-дисков, то они выпускались на московском опытном заводе "Грамзапись" с 1989-ого года. Технология производства была куплена у западногерманской фирмы ANCLA. Использовалось немецкое, шведское и японское промышленное оборудование; советские специалисты проходили стажировку в ФРГ и Швеции. В продажу диски поступали под брендом всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия", однако ещё в советское время на заводе началось массовое тиражирование пиратских CD под маркой "Грамзапись". Советские матрицы имели маркировку SUCD. Госцена компакт-диска в СССР составляла 20 рублей. В 90-ые годы вложения в амортизацию оборудования и развитие технологий прекратились, и к началу 21-ого века завод был развален. В настоящее время в его стенах торговый центр.

Диск "Александр Слободяник - Фантазии"

Диск "Камерный хор города Воронежа"

Диск "Государственный Кубанский казачий хор"

Диск "Калинка - Популярные русские песни"

Диск "Гимны Советского Союза и союзных республик"

Диск "А.Шнитке - Симфония№4" под маркой "Грамзапись"

"Первый русский компакт-диск" - CD из установочной партии в 200 шт., выпущенный в 1989 году (фото с сайта melodycd.su)

Проект создания CD-проигрывателя в нашей стране окончился провалом. Возможности советской науки и техники позволяли выпускать подобное устройство ещё с начала 80-ых годов, однако руководство электронной отрасли поставило свои внутренние конфликты и частные интересы выше реальных достижений. Цифровая звукозапись - лишь маленький фрагмент картины; на других фронтах радиоэлектронного производства положение не было столь удручающим: аналоговая аудиоаппаратура, теле- и видеотехника, компьютеростроение активно развивались до самого конца СССР. И всё же перипетии создания ПКД показательны: как отнеслись высшие чиновники страны к разработкам отечественных CD-проигрывателей, так поступили они спустя какое-то время и с идеей построения социализма, а позже - и самого существования Советского Союза. Перевод экономики на рыночные рельсы не только не решил проблемы электронной промышленности, а попросту её уничтожил.

Именно так техника расказывает нам о прошлом лучше любой энциклопедии по истории.

Источники фотоматериалов указаны в скобках. За помощь в поиске информации благодарность Виктору Никамину, Игорю Емельянову, Макару Семёнову. Распростренение статьи и её фрагментов допускается при условии ссылки на оригинал. Любые замечания, предложения, дополнения по теме вы можете записать в нашу гостевую книгу или отправить на почту сайта red-innovations [а] yandex.ru

На главную страницу
К подразделу

© Макс Сысоев, 2019