«Электроника ВМ-12» стала первым отечественным видеомагнитофоном стандарта VHS – наиболее распространённого в мире формата аналоговой видеозаписи, появившегося в 1976-ом году. Прототипом «Электроники ВМ-12» послужил японский видеомагнитофон Panasonic NV-2000. Доподлинно неизвестно, была ли куплена у Японии лицензия на производство, или же советская модель является плодом реверсивного инженеринга. Опытные партии видеомагнитофона начали сходить с конвейера не позднее 1982-ого года, о чём свидетельствуют, например, сохранившиеся микросхемы серии КР1005 1982-ого года выпуска (комплект микросхем КР1005 разработан специально для видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» и является копией аналогичного японского комплекта). Серийный выпуск ВМ-12 стартовал в 1984-ом году.
Пионером производства стал Опытный завод при Воронежском НИИ полупроводникового машиностроения. Впоследствии выпуск ВМ-12 был налажен на воронежском НПО "Видеофон", саратовском заводе "Тантал", новгородском заводе "Спектр", ленинградском НПО "Позитрон" и нижегородском Заводе имени XXIV Партсъезда. На ранних рекламных фото ВМ-12 можно видеть логотип воронежского НПО "Электроника" (ошибочно принимаемый за логотип завода "Алиот", входившего в это объединение). На поздних ВМ-12 попадаются шильдики заводов "Витон" (отделился от НПО "Позитрон в 1993 году") и Нижегородского АО "Трансвит".
Существовало 3 основных варианта оформления видеомагнитофона. Внешность видеомагнитофонов первого варианта практически полностью повторяла дизайн Panasonic NV-2000. Наиболее ранние образцы носили название "Электроника ВИДЕО 82", однако оно практически сразу сменилось на "Электроника ВМ-12". Эти аппараты выпускались мелкосерийно в 1982-1983 гг. и, вероятно, не сохранились до наших дней. Второй вариант, с чёрно-серебристой передней панелью и горизонтальными кнопками, производился в 1984-1985 гг., после чего его сменил третий - и самый распространённый - вариант дизайна: "классический" серебристый с вертикальными чёрными кнопками. В начале 1990-ых появились разновидности "классики" в белом, сером, тёмно-серебристом и чёрном окрасах, а также в различных комбинациях цветов (например, передняя панель серая, а кожух чёрный).
Практически все аппараты были собраны полностью на отечественной элементной базе, однако известно несколько ранних экземпляров, укомплектованных японскими узлами и платами, которые остались от закупленной для исследований партии ВМ Panasonic NV-2000.
Госцена ВМ-12 в советское время составляла 1200 рублей, что было значительно ниже цены предыдущих моделей. Объём выпуска видеомагнитофона позволяет судить о том, что на прилавках он не залёживался, однако для простого человека 1200 рублей было суммой весьма значительной. Для сравнения: цветной телевизор с большой диагональю стоил порядка 750-800 рублей. Кроме того, имели место многочисленные случаи спекуляции, в результате которых цена видеомагнитофона могла возрасти в два-три раза.
Попытка сделать видеомагнитофон более доступным для населения предпринималась в середине 80-ых годов. Результатом стал пишущий видеоплеер «Электроника ВМ-15». Стоимость его составила 1080 рублей, и, по-видимому, проект сочли нерентабельным. Было выпущено несколько сотен аппаратов, после чего разработчики сосредоточились над созданием видеомагнитофона нового поколения - «Электроники ВМ-18» - получившегося в итоге более чем в два раза дороже.
В процессе производства «Электроника ВМ-12» претерпела ряд модернизаций. К концу 80-ых годов была переработана схема блока питания и видеозвукового канала, изменена конструкция кассетоприёмника. В начале 90-ых воронежским "Видеофоном" было выпущено несколько небольших партий модификации "Электроника ВМЦ-16", отличавшейся от ВМ-12 улучшенными характеристиками и несколькими дополнительными функциями. Ближе к середине 90-ых тот же "Видеофон" выпустил модификацию «Электроника ВМ-12Д» с изменённой схемой ТВ-тюнера. Вследствие развала промышленности и экономического кризиса после перестройки производители старались минимизировать себестоимость продукции. В этой агонии родились модификации «Электроника ВП-12», «Электроника ВМ-12А» и "Электроника ВМ-12-1", из которых модуль ТВ-тюнера был удалён, а отверстия под кнопки переключения ТВ-каналов закрывались или заглушками, или «родными» толкателями кнопок, которые, однако, ничего не толкали. Все 3 урезанные версии отличаются друг от друга только заводом-изготовителем: ВП-12 - новгородский "Спектр", ВМ-12А - "Видеофон", ВМ-12-1 - Нижегородский телевизионный завод. Помимо этого различные кооперативы выпускали комплекты для установки в видеомагнитофон устройства дистанционного управления. Комплекты состояли из пульта, платы ИК-приёмника и руководства по установке с необходимыми схемами.
Выпуск ВМ-12 планомерно нарастал до 1991-ого года, затем резко пошёл на спад. Самый новый из известных экземпляров датирован 1996-ым годом. За 14 лет производства «Электроника ВМ-12» стала самым массовым отечественным видеомагнитофоном, и более того: тираж её превзошёл все предыдущие и последующие модели советских видеомагнитофонов вместе взятые. Благодаря огромной работе по оптимизации и удешевлению производства аппарат пользовался спросом даже после перестройки, на фоне конкуренции с иностранной видеотехникой, по сравнению с которой смотрелся настоящиим живым ископаемым. Более новые и совершенные отечественные видеомагнитофоны, такие как «Электроника ВМ-27» и «Электроника ВМ-32» канули в Лету на год-два раньше предшественника.
«Электроника ВМ-12» позволяла записывать цветные и чёрно-белые телепрограммы с телевизора, встроенного ТВ-тюнера, другого видеомагнитофона или видеокамеры. При наличии у видеокамеры кнопки паузы, включением паузы на видеомагнитофоне можно было управлять дистанционно. Имелись функции ускоренного и замедленного воспроизведения, просмотра стоп-кадра. ТВ-тюнер был рассчитан на приём 8-ми телеканалов в диапазонах МВ и ДМВ. Встроенный таймер видеомагнитофона можно было запрограммировать на запись до 4-ёх интересующих пользователя программ в течение последующих 14-ти дней. Для удобства поиска информации был предусмотрен счётчик ленты (механический). Специальный датчик блокировал включение видеомагнитофона в условиях повышенной влажности, о которой сигнализировал соответствующий индикатор. Загрузка кассеты, как и в большинстве видеомагнитофонов 70-ых - начала 80-ых годов, была вертикальной. БВГ двухголовочный. Системы цветности: PAL и SECAM-IIIB. Коэффициент детонации: ±0,5%. Диапазон частот звука: 100...8000 Гц. Разрешающая способность яркостного канала: 240 линий. Потребляемая мощность: 43 Вт. Габариты: 480х367х136 мм. Вес: 10 кг.
Ниже размещены фотографии видеомагнитофонов 1984-ого, 1988-ого и 1991-ого годов выпуска. Соответственно, это ранний, "классический" и поздний варианты варианты видеомагнитофона. На раннем варианте присутствуют любопытные технологические рудименты, устранённые в течение 1985-ого года. О каждом из этих рудиментов рассказано в подписи к фотографии. Видеомагнитофон 1984-ого года активно эксплуатировался и неоднократно подвергался серьёзному ремонту, в частности, замене процессора и видеоголовок (БВГ стоит 92-ого года). Долгое время он хранился в неотапливаемом помещении в полуразобранном состоянии. Можно считать чудом, что этот аппарат дошёл до наших дней и даже сохранил работоспособность. Остальные "Электроники" также находятся в рабочем состоянии.
Электроника ВМ 12 - руководство (взято с сайта rw6ase.narod.ru)
© Макс Сысоев, 2016-2023