Микропроцессорные игры "Электроника"

Н
А
В
Е
Р
Х

Микропроцессорные игры консольного исполнения серии "Электроника" выпускались множеством заводов и кооперативов по всему Советскому Союзу и на постсоветском пространстве. Линейка состояла из более чем двух десятков моделей, в той или иной степени скопированных с японских электронных игр "Nintendo Game & Watch". Первой моделью серии стала "Электроника 24-01" ("Микки-Маус"), вышедшая в 1984-ом году и являвшаяся клоном японской консоли "Nintendo EG-26 Egg". Путём замены Микки-Мауса на советского волка была создана самая знаменитая игра - "Электроника ИМ-02" ("Ну, погоди!", в народе известная как "Волк ловит яйца" или "Волк-яйцелов"). Надо бы упомянуть, что у фирмы "Nintendo" тоже была консоль с волком, но с диснеевским.

Другие известные модели линейки: "Тайны океана" ("ИМ-03"), "Весёлый повар" ("ИМ-04"), "Космический мост" ("ИМ-09"), "Хоккей" ("ИМ-10"), "Охота" ("ИМ-16"), "Весёлые футболисты" ("ИМ-22"), "Кот-рыблов" ("ИМ-32"), "Квака-задавака" ("ИМ-33"), "Космический полёт" ("ИМ-50"), "Цирк" ("И-11"), "Автослалом" ("ИМ-23"), "Ночные воришки", "Морской бой", "Биатлон" ("ИМ-19"), "Разведчики космоса" ("ИМ-13"), "Рыбалка", "Атака астероидов" ("ИМ-53"), "Избушка на курьих ножках", "Охотники за привидениями" и проч.

Большая часть игр производилась в стандартном прямоугольном корпусе и имела двух- или четырёх кнопочное управление. Более редкий вариант корпуса - со скруглёнными углами. Отдельные предприятия предпринимали маркетинговый ход, создавая для старых игр новый дизайн корпуса (как, например, сделал завод "Ангстрем" с моделью "Разведчики космоса"). В основе всех игр линейки лежала однокристальная 4-разрядная микроЭВМ серии "КБ1013ВК" (обычно "КБ1013ВК1-2"), отличия же заключались только в дисплее. Схож был и принцип действия устройств. Однако встречались и исключения, например, "Электроника ИМ-50" ("Весёлая арифметика"), развивавшая у играющего не только скорость реакции, но и умение быстро считать (в верхнюю части экрана выводилось математическое выражение, и играющий должен был кнопками выбрать из четырёх предлагавшихся вариантов ответа один верный). В корпусе игр "Электроника" выпускался также советский вариант портативного "Тетриса" ("Суперкубики"). Все четыре кнопки управления в этой модели были перенесены на одну сторону, и консоль требовалось держать вертикально. Существовал и другой вариант "Суперкубиков" - "Электроника ИМ-20", но эта игра относилась уже к другой линейке (за её основу была взята консоль "Nintendo Spitball Sparky", а не "Game & Watch"). В 90-ые годы выходили в свет забавные, а подчас и пугающие модификации "Электроник", например, "Альтаир ДБГБ-06И", объединявший в своём корпусе классическую игру "Весёлые футболисты" и дозиметр.

Выпущенные в советское время консоли имели индекс "ИМ". Более поздние модели могли обозначаться просто "И". В постперестроечной Белоруссии игры производились под маркой "Полесье" и имели индекс "ИЭ". Существовали и другие малораспространённые названия и обозначения. Окончательно эти игры были сняты с производства в 2000-ом году.

Консоли питались от 2-ух батареек типа СЦ-0,18 и могли работать в двух режимах: собственно игры и часов с будильником. Звуковое сопровождение осуществлялось при помощи пьезоэлектрического звукоизлучателя. В процессе игры периодически возрастала и замедлялась скорость. В каждом устройстве были предусмотрены две категории сложности: "А" и "Б" (игра "Б" была сложнее).

Ниже представлены фотографии "Электроники ИМ-09" ("Космический мост"). Игра выпущена в 1991-ом году и до сих пор ни разу не нуждалась в ремонте (стоят заводские пломбы). Передана в дар музею Александром Алехновичем (г. Москва).

Электроника ИМ 09 Космический мост - руководство и схема

"Электроника ИМ-09 - Космический мост" (вид спереди)

"Электроника ИМ-09 - Космический мост" (вид сзади)

Коробка
На главную страницу
К подразделу

© Макс Сысоев, 2016