Видеомагнитофон (по западной классификации - пишущий видеоплеер) "Спектр ВМ-97" выпускался новгородским заводом "Спектр" в 1993-1994 гг. История его связана с заключённым в 1989-ом году контрактом между советским правительством и южнокорейской фирмой Samsung. Плодом этого соглашения стал построенный корейцами в Воронеже завод, вошедший в НПО "Видеофон" и занявшийся сборкой модели видеомагнитофона Samsung VX-8220. Модель эта была адаптирована к советским требованиям и получила в нашей стране обозначение "Электроника ВМЦ-8220". Собиралась она полностью из корейских компонентов, однако существовали планы к 1991-ому году локализовать её производство в СССР. До недавнего времени считалось, что дальше планов дело не пошло, но теперь извествно, что как минимум лентопротяжный механизм ВМЦ-8220 у нас скопировать успели. Именно он - отечественная копия ЛПМ Samsung - и был установлен в "Спектр ВМ-97". Копия эта, впрочем, не абсолютная, т.к. в нашей версии данного механизма установлены БВГ и капстан советской разработки, аналогичные применяемым в видеомагнитофонах "Электроника ВМ-23/25/27/32" (и корнями своими уходящие к Panasonic NV-G12).
Касаемо электронной части аппарата можно сказать следующее. Для видеомагнитофонов нового поколения (пришедших на смену "Электронике ВМ-12") в СССР разрабатывалась серия специализированных микросхем КР1043. К моменту развала страны литовское ПО "Вента" успело освоить производство лишь управляющих ИС. В итоге перед постсоветскими инженерами стоял выбор: или использовать в сигнальной части видеомагнитофонов устаревшие микросхемы серии КР1005, или же обратиться к поставщикам из дальнего зарубежья. Разработчики "Спектра" выбрали второй вариант, спроектировав блок видеозвукового канала на ИС Sanyo и Toshiba. Дизайн же нового видеомагнитофона был создан на основе плееров Samsung (предположительно, Samsung PL981), да и сами корпусные элементы отливались на корейских пресс-формах.
В новгородской прессе фигурировала информация, что всего заводом "Спектр" было выпущено порядка 1000 экземпляров ВМ-97. Модель создавалась явно с расчётом на возможность поставок в страны Ближнего Востока, о чём свидетельствует поддержка ею распространённого лишь в этом регионе формата MESECAM. Был ли реализован экспортный потенциал видеомагнитофона пока остаётся тайной. В самой России известно лишь о двух сохранившихся экземплярах аппарата, один из которых принадлежит нашему музею. Выпущен в 1994-ом году, восстановление работоспособности и более подробные фото ожидаются. Разыскивается пульт!
© Макс Сысоев, 2022