"Урал РМ-292СА-1" - наиболее высокотехнологичная из созданных в СССР автомагнитол. Выпускалась с 1991-го года Сарапульским радиозаводом им. Орджоникидзе. Оснащалась всеволновым радиоприёмником с электронной настройкой частоты, режимом бесшумной настройки, автопоиском радиостанций, памятью на 4 канала и цифровой индикацией частоты. При отключении питания настройки в памяти сохранялись за счёт специальной батареи. Магнитофонная панель поддерживала автоматический и ручной реверс, 2 типа ленты (Fe2O3 и CrO2) и была оснащена системой шумопонижения. Впервые в советской практике в бытовом аппарате применялся многофункциональный ЖК-дисплей. На него выводилась частота, на которой работал радиоприёмник, индикация диапазона, номера канала памяти, режима автопоиска и бесшумной настройки, направления движения ленты, типа ленты и включения СШП. Дисплей и орагны управления магнитолы имели подсветку. Лентопротяжные механизмы устанавливались японские, фирмы Tanshin или Samsung, о чём уведомляла надпись на передней панели. Известно о попытках создать модификацию с советским ЛПМ, но до серийного производства она так и не добралась. Остальные комплектующие использовались преимущественно отечественные, иногда встречались иностранные электролитические конденсаторы. Блок управления магнитолы базировался на микроконтроллере КР1820ВЕ3-004. Чувствительность радиоприёмного тракта при отношении сигнал/шум 20 дБ в AM тракте и 26 дБ в ЧМ тракте составляла: на ДВ - 140 мкВ, на СВ и KB - 50 мкВ, на УКВ - 3 мкВ. Эффективный диапазон воспроизводимых частот: для лент Fe2O3 - 63...10000, CrO2 - 63...12500 Гц; значение детонации ± 0,4%. Максимальная выходная мощность - 2 х 12 Вт. Габариты - 191 х 186 х 58 мм, вес - 1,8 кг.
Аппарат получился успешным. После развала СССР зарубежные магнитолы подобного класса не смогли вытеснить "Урал" с российского рынка автомобильного звука, и модель 292 продержалась в производстве до начала XXI века. В середине 1990-ых годов аппарат подвергся модернизации - появилась модификация РМ-292 СА-2 с чуть более расширенным функционалом, а затем и СА-3. Качество отечественной элементной базы становилась всё хуже и хуже, в особенности это касалось ЖК-дисплея и микросхем УНЧ. Разработка новых компонентов не велась, в результате чего Сарапульский радиозавод постепенно адаптировал производство под зарубежные детали. К середине 2000-ых годов, несмотря на желание разработчиков, создавать современную аудиоаппаратуру на российской элементной базе стало невозможно. Сарапульский радиозавод существует и по сей день, но многочисленным занимающимся автозвуком фирмам, возникшим на его базе, не остаётся ничего иного, кроме как заниматься отвёрточной сборкой азиатской аудиотехники или же прибегать к ОЕМ-производству.
Нашему музею принадлежит "Урал РМ-292СА-1", изготовленный в июлее 1992-го года. В настоящее время полностью исправен.
© Макс Сысоев, 2022